Закон трех взаимодействий
Согласно многим древним системам, все существующие явления, сверху от богов и донизу, возникают в результате взаимодействия трех сил. Одна описывается как активная, или творческая природа; вторая пассивная, или материальная; а третья как нейтрализующая, или формирующая. В христианской философии эти три силы выражены тремя личностями Троицы - Отцом, Сыном и Святым Духом,- создающими всю вселенную. В средневековой алхимии все вещи рассматривались как различные смеси трех компонентов - соли, серы и ртути. В индийской Санхья подобную роль играли три гуны - Раджа, Тама и Саттва. В индуизме эти силы были персонифицированы как Шива, Парвати и Вишну; а в Китае они приобрели метафизическую форму игры Инь и Ян под наблюдением Тао. Во всех этих системах природа трех сил считалась универсальной, то есть они рассматривались как входящие во все, везде и на каждой шкале - от мира личинок до мира звезд, и от действия света до действия мысли или желания.
Согласно православному Преданию, Вселенная была создана жертвой Бога. Этот постулат становится более понятным, если выявить в нем разграничение между двумя состояниями Божества - состоянием проявленным и непроявленным, т. е. безграничным и свободным от какой бы то ни было обусловленности. Жертва Бога - это проявление как Самоограничение ради этого проявления.
Каковы же условия, определяющие саму его возможность?
Это - три универсальных параметра, три первоначала или принципа, сообразно которым создана и которыми зиждется Вселенная: Пространство, Время и Равновесие. Три основных первоначала Творения проявляются во Вселенной в виде трех основных принципов жизни: статического, динамического и нейтрализующего. В свете этих трех принципов, которые проявляются и действуют сообразно первоначалам Сотворения Мира, в этом тварном мире может быть проанализировано и изучено что угодно: они являются универсальными для всех уровней Космоса.
Перед тем, как перейти к рассмотрению этих явлений, обратимся к фундаментальному закону, который создает все явления во всем многообразии или единстве всех миров.
Это закон трех принципов, или трех сил. Само название первого закона — Закон Трех — определяется эзотерической формулой, которая гласит:
Все сущее вызвано к бытию совместным действием трех сил — пассивной, активной и нейтрализующей, - одновременно приложенных к одной и той же точке.
Каждый феномен, какого бы он ни был масштаба и в каком бы мире ни проявлялся, молекулярный или космический, всегда есть результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил. Согласно подлинному, точному или объективному знанию одна или две силы никогда не произведут явления. Присутствие трех сил необходимо, так как только с помощью третьей силы первые две будут в состоянии создать в той или иной области то, что может быть названо явлением.
Учение о трех силах — корень всех древних систем. Первая сила называется активной, или положительной; вторая - пассивной, или отрицательной; третья - нейтрализующей.
Все три силы равным образом активны, и только в точке своей встречи проявляют себя как активная, пассивная и нейтрализующая, т. е. только в отношении друг друга в известный момент.
В Абсолюте в силу самой его природы три силы составляют единое целое. Образуя одно независимое целое, три силы владеют полной и свободной волей, полным сознанием, полным пониманием себя и всего того, что они совершают.
Три силы Абсолюта, составляющие единое целое, разделяются и соединяются по собственной воле и собственному решению; в точках соединения они производят феномены, или "миры". Эти миры, созданные волей Абсолютного, полностью зависят от его воли во всем, что касается их собственного существования. В каждом из этих миров снова действуют три силы.
В терминах четвертого пути, активную силу называют "углерод" (C), пассивную "кислород" (O), нейтрализующую - "азот" (N), а уровень плотности вибраций материи, которую образует это взаимодействие, обозначают как "водород" (Н). Эти обозначения не имеют никакого отношения к химическим элементам. Ни одна из этих сил не существует вне материи-проводника.