Вклад А.Л. Чижевского в информационную социодинамику
А началось все со страсти к астрономии: уже в девять лет Саша погружается в эту науку, мгновенно проглатывает все доступные по теме книги. В 1913 году семья Чижевских переезжает в Калугу, где благосклонная судьба сводит 16-летнего юношу с К. Э. Циолковским. Константин Эдуардович фактически стал крестным отцом Чижевского в науке, благословив его поиски влияния Солнца на Землю, людей, природу. Еще тогда Циолковский предрек: «Было бы совершенно непонятно, если бы такого действия не существовало. Такое влияние, конечно, существует и спрятано в любых статистических данных, охватывающих десятилетия и столетия. Вам придется зарыться в статистику».
В 1935 году Чижевский обнаруживает явление предварительной реакции бактерий на возмущение солнечно-земных связей (так называемый эффект Чижевского - Вельховера), позволяющее прогнозировать солнечные бури, опасные для человека как на Земле, так и в космосе. Возможно, это обстоятельство до поры служило ему «охранной грамотой». А причин для опасения было хоть отбавляй. Чего стоил один только интерес к «Исследованию периодичности всемирно-исторического процесса» - так называлась докторская диссертация Чижевского, защищенная в первые годы советской власти. Идеи молодого ученого в корне расходились с господствовавшей идеологией.
Например: «Если бы ход исторических событий был предоставлен всецело самому себе и ни один из космических факторов не влиял бы на него, мы никогда бы не обнаружили в нем закономерных коле*аний *олее или менее точного периода и их одновременности на всей территории планеты». И дальше: « .поэтому возникает предположение, что увеличение пятнообразовательной деятельности Солнца, связанное с увеличением его электрической энергии, оказывает сильнейшее влияние на состояние электромагнитного поля Земли, так или иначе возбуждая массы к действию и способствуя внушению». Сказано это было в эпоху, когда единственной движущей силой народных масс считались классовые противоречия.
Подобных вольностей Чижевскому не простили. Даже международный авторитет ученого не спас от репрессий, и в 1942 году его арестовали; 15 лет провел он в лагерях и ссылках. Этот тяжелый этап жизни стал проверкой Александра Леонидовича на верность самому себе, своему «внутреннему человеку». Солагерники Чижевского вспоминали такой эпизод: заключенные должны были носить на коленях, на фуражке и на спине нашитые номера. Александр Леонидович категорически отказался выполнять это требование как унижающее человеческое достоинство. Карцер, избиения тюремщиками не смогли заставить его изменить свою точку зрения. В конце концов лагерное начальство оставило Чижевского в покое.
Находясь под надзором в Караганде и Челябинске, он работал в медицинских учреждениях, стремясь оставаться полезным Родине, так жестоко сошедшейся с ним . Но вернемся к истории. Чижевскому принадлежит гениальная догадка о том, что Солнце задает ритм историческим (и не только историческим) процессам на Земле. Он писал: «Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнце деятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр. протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:
I период минимальной возбудимости, равный 3 годам;
II период нарастания возбудимости, равный 2 годам
III период максимальной возбудимости, равный 3 годам;
IV период падения возбудимости, равный 3 годам.
Произведенный нами за 500 лет (с XV по XX века) по указанному ранее методу статистический учет событий всемирной истории показал распределение их по четырем периодам цикла, а именно:
в I периоде цикла (3 года) имеют начало 5% всех исторических событий;
в II периоде цикла (2 года) имеют начало 20% всех исторических событий;
в III периоде цикла (3 года) имеют начало 60% всех исторических событий;
в IV периоде цикла (3 года) имеют начало 15% всех исторических событий .»
Первый период цикла характеризуется минимумом возбудимости людей, «отсутствием желания какой бы то ни было борьбы за идею или право, а потому влечет за собой легкую капитуляцию, сдачу в плен, бросание оружия, бегство с поля битвы и пр.»
Второй период цикла отличается нарастанием возбудимости. В нем выделяют «три главных фазы в порядке постепенного их развития: 1) возникновение в массах идей; 2) группировка идей и 3) выявление одной основной идеи в массах данного человеческого сообщества к начальному моменту III периода». Таким образом, активность людских масс постепенно возрастает, хотя единства еще нет. В этот период возникают многие идеи, появляются вожди, создаются партии и т. д. Но в следующем периоде получит наивысшее развитие только одна, прошедшая отбор данного этапа.