Истоки человеческой морали и этики
Рождается ли человек безморальным, и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то рационалистами? Или человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?
Биоэтику (или сложные поведенческие программы, присущие животному миру) следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь многие признаки, присущие человеку, генетически обусловлены. И только часть человеческих черт воспитания, образования и других факторов – продукт внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это поведение человека. Хронометрия человеческого поведения показывает, в какой значительной степени все оно биологично.
С помощью биоэтики можно ответить на вопрос о происхождении таких важных проявлений человеческого разума, как мораль и этика.
Этологи открыли у животных (и не только у высших) большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.
Что мораль не чужда животным, люди могли знать многие тысячи лет, ведь рядом с ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши этические правила, которые ей исходно чужды, - понятливость и послушность.
Но если бы собаке были присущи только эти качества, мы называли бы ее своим четвероногим рабом. Но все зовут ее другом. Веди помимо придуманной для нее этики, в хорошей собаке чувствуется ее собственная мораль, во многом совпадающая с нашей. Многие владельцы этих домашних животных могут совершенно спокойно оставить своего ребенка на попечение собаки. Потому что доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту, презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.
По мнению выдающегося австрийского этолога К.Лоренца, мораль животных (или основные принципы биоэтики) – это создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения, в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части), но для особых случаев, где это проявление было бы вредно, вводится специальный механизм торможения. (3; 222).
Культурно-историческое развитие человеческого общества происходит аналогичным образом, ведь важнейшие требования всех моральных заповедей и кодексов – это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы, препятствующие асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение, аналогичное истинно моральному лишь с функциональной точки зрения; во всем остальном оно так же далеко от морали, как животное от человека.