Сущность и определение жизни

Долгое время в науке существовало два основных подхода к решению вопроса о жизни – механицизм и витализм. Они приняли законченную форму в XIX веке в результате ожесточенных дискуссий между их представителями.

Механистический материализм, характерный для классической науки Нового времени, не признавал качественной специфики живых организмов и представлял жизненные процессы как результат действия химических и физических процессов. Поэтому механицизм отождествлял живые организмы со сложными машинами. Но такой подход неверен в самой своей основе, ведь аналогия между живым существом и машиной не объясняет причину целесообразности живого организма. Механицизм и его более поздняя разновидность – редукционизм, всякий раз беспомощно останавливались перед проблемой сущности жизни.

Противоположной точкой зрения стал витализм, который объяснял качественное отличие живого от неживого наличием в живых организмах особой «жизненной силы», отсутствующей в неживых предметах и не подчиняющейся физическим законам. Такое решение проблемы сущности жизни тесно связано с признанием факта творения ее Богом, разумным материальным началом и т.д.

К концу XX в. биологи стали намного больше знать о том, что такое жизнь, как она устроена, каковы ее существенные признаки. Тем не менее, современные предположения о сущности жизни во многом остаются гипотетичными. С этим связано отсутствие общепринятого определения жизни.

На обыденном уровне мы все интуитивно понимаем, что представляет собой живое, а что – неживое. Однако при попытке четко сформулировать определение жизни возникают большие трудности, так как сущность жизни понимается и определяется неоднозначно.

Большинство ученых убеждено, что жизнь представляет собой особую форму существования материального мира. До конца 1950-х годов в научной и философской литературе общепринятым было знаменитое определение Ф. Энгельса, в котором говорилось, что жизнь есть способ существования белковых тел, состоящий и постоянном самообновлении химических составных частей этого тела. Но постепенно стало очевидным, что субстратная основа жизни не сводиться только к белкам, а функциональная – к присущему белковым телам обмену веществ.

Также ученым удалось точно установить, что качественное отличие живого от неживого заключено в структуре их соединений, строении и связях, особенностях функций, характеристике и организации протекающих внутри организма процессов. Кроме того, жизнь отличается динамичностью и лабильностью. Но при этом можно говорить о полном тождестве химических элементов, входящих в состав живого и неживого.

На основании новых данных во второй половине XX в. появились новые определения жизни. Среди них – определение жизни как апериодического кристалла, данное Э. Шредингером. Интересно определение жизни как космической организованности материи Г. Югая. Существуют также определения, подчеркивающие энергетический аспект жизни – ее противостояние энтропийным процессам. А в определении канадского биолога Г. Селье жизнь понимается как процесс непрерывной адаптации организмов к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. При этом организм оказывается способным поддерживать стабильность всех своих структур и функций, не смотря на воздействие различных внешних факторов.

Современная биология в вопросе о сущности жизни все чаще идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. Акцент делается на то, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни. Таково определение жизни Б.М. Медникова. Он называет жизнью активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение специфических структур, обладающих следующими свойствами: наличие генотипа и фенотипа; репликация генетических программ матричным способом; неизбежность ошибок на микроуровне при репликации, приводящих к мутациям; многократное усиление этих изменений в ходе формирования фенотипа и их селекция со стороны факторов внешней среды.

Перейти на страницу:
1 2