Человечество – живое (разумное) вещество
Вернадский В.И. включил человечество в состав "живого" вещества. Он писал, что "включение человечества в круг живых веществ и является выражением в научной форме убеждения, которое кажется мне неизбежным Это новая форма живого вещества резко отличается от всех остальных живых веществ, во-первых, интенсивностью геологического эффекта, и, во-вторых, влиянием на все остальные живые вещества.
При изучении человечества как живого вещества мы сталкиваемся с новым фактором – человеческим сознанием. Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой".
Вернадский В.И. подчеркивал, что "…включая человечество в состав живого вещества, мы, несомненно, сталкиваемся с новыми, ранее нам неизвестными свойствами живого вещества. Этим до известной степени объясняется проявляющееся иногда бессознательно стремление исключить человека из той картины природы, которая охватывает натуралиста во время его научной работы.
Будем ли мы рассматривать совокупность всех людей как одно видовое однородное живое вещество, разделим ли мы его на расовые однородные живые вещества – все равно несомненно, что вещество, захваченное человеком во время его размножения и жизни, входит как часть в общую геохимическую работу животных организмов. К нему применимы все те законности и все те правильности, которые найдены для других – растительных или животных – однородных веществ".
В.И. Вернадский был современником К. Маркса и Ч. Дарвина – великих ученых-революционеров XIX века, которые внесли коренные изменения в представления человека о живой природе и человеческом обществе. "Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно исторический процесс", - подчеркивал В.И. Ленин.
Дарвин и Маркс уже завершали свой путь в науке, а Вернадский только начинал его. Естественно, он не мог не находиться под влиянием великих научных теорий, созданных его предшественниками–современниками.
Карл Маркс: "… естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука".
Конрад Лоренц (лауреат Нобелевской премии по биологии): "Человеческая культура и человеческий дух могут и должны изучаться методами естествознания, с присущими ему четкими постановками вопросов"