Внутренняя энергия
Широкое применение паровых машин в XVIII-XIX веках послужило также толчком для создания самодвижущихся устройств. В 1807 году в Америке Фультоном строится первый пароход, а в 1825 году в Англии начинает действовать построенная Стефенсоном железная дорога. На повестку дня встает и опрос о том, какими путями можно было бы увеличить работу паровой машины, то есть возникла необходимость теоретического анализа процессов превращения теплоты в работу. Эту задачу выполнил французский инженер Сади Карно в 1827 году в работе "Размышление о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу". Работа эта основывалась на общепринятой в то время точке зрения о теплородной природе теплоты, тем не менее, именно она явилась фундаментальной для развития термодинамики. Свою работу Карно начинает следующими словами: "Никто не сомневается, что теплота может быть причиной движения, что она даже обладает большой двигательной силой: паровые машины, ныне столь распространенные, являются этому очевидными доказательствами".
Итак, к 1827 году был сделан совершенно ясный вывод о том, что теплота и механическая работа обратимы одна в другую. Однако спор о том, что есть теплота — движение или субстанция-теплород — до конца разрешен не был. Для торжества кинетической точки зрения важно было установить механический эквивалент теплоты. Строго количественное соотношение для случая превращения механической работы в теплоту было впервые определено немецким врачом Робертом Майером.
Майер определил, что количество теплоты, необходимое для нагревания единицы массы газа на один градус, совершаемое при постоянном давлении (С), всегда больше, чем количество теплоты, необходимое для нагревания единицы массы вещества на один градус при постоянном объеме (Cv). Нагревание при постоянном давлении отличается от нагревания при постоянном объеме тем, что изменение объема газа при расширении сопровождается толканием поршня, то есть совершением работы. Если нагревание при постоянном объеме идет только на увеличение внутренней энергии газа, то нагревание при постоянном давлении, помимо такого же увеличения внутренней энергии газа, сопровождается также совершением механической работы. Если рассматривать теплоту как "силу", рассуждал Майер (а под "силой" он понимал то, что впоследствии стало называться энергией), то тогда понятно, почему С больше, чем С . Более того, если найти, на сколько С больше, чем Су, и сопоставить полученный результат с величиной совершенной работы, то можно получить механический эквивалент теплоты. Этот результат Майер вычислил в 1841 году. А в 1845 году в работе "Органическое движение в связи с обменом веществ" он впервые дает формулировку закона сохранения и превращения энергии. Правда, он употребляет другую терминологию, используя понятия "сила движения", "сила падения", "химическая сила", "теплота", "электричество" и т. д. Сейчас мы заменили бы слово "сила" словом "энергия". "Сила как причина движения является неразрушимым объектом, никакое действие не возникает без причины. Никакая причина не исчезнет без соответствующего ей действия . Количественная неизменность данного есть верховный закон природы . Различные силы могут превращаться друг в друга. Эта сила в вечной смене циркулирует как в мертвой, так и в живой природе". "При всех физических и химических процессах данная сила остается постоянной величиной"10. Таким образом, Майер определил механический эквивалент теплоты, отверг теплород как вещественную субстанцию, определил теплоту как "силу" движения и сформулировал закон сохранения и превращения "сил". Однако при определении механического эквивалента теплоты он не точно проделал расчет. И важное место в истории развития науки о тепловых явлениях заняли результаты опытов Джоуля, которые были проделаны с такой тщательностью, что оказали убедительное воздействие на умы современников, сломив, в конце концов, их сопротивление. Опыт Джоуля состоял в том, что опускающийся груз вращал лопатку, погруженную в различные жидкости. В результате жидкость перемешивалась, что приводило к увеличению температуры смеси, которую Джоуль измерял термометром. Сопоставляя значение механической работы опускающегося груза с количеством теплоты, необходимой для нагревания смеси жидкостей на соответствующую температуру, Джоуль очень точно определил значение механического эквивалента теплоты.