Значение асимметрии мозга для профессионального отбора

С различиями в работе полушарий головного мозга человека, их асимметрией связаны, как уже отмечалось, общие и специальные способности, изучения и своевременное развитие которых имеет важное значение для практики профессионального отбора.

Дело в том, что индивидуально-типические особенности, обусловленные функционированием различных участков мозга являются, как правило, врожденными и слабо поддаются коррекции. Вместе с тем, современными исследователями установлено, что преобладание в психической деятельности человека того или иного полушария во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление этих особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.

Определение профессиональной пригодности того или иного человека к определенному виду деятельности возможно на основе изучения врожденных индивидуально-типических признаков, к числу которых относятся: тип переплетения пальцев, ведущая рука, доминирующий глаз и некоторые другие.

Пример 1, профессию управленца (поскольку не каждый может стать им) можно отнести к профессиям абсолютного типа пригодности. Такой подход ставит проблему строго психологического отбора, в связи с чем, и представляет интерес анализ взаимозависимости между успешностью управленческой деятельности и врожденными индивидуально-типическими признаками человека.

Как показали исследования, проведенные названными авторами, в группе лучших руководителей наблюдаются три следующих профиля: а) сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в «позе Наполеона» (тип П-Л-П); б) сочетание типа П-П-П; в) сочетание типа Л-Л-Л. Низкой психологической пригодности к управленческой деятельности соответствуют профили типа Л-Л-П и П-П-Л.

При этом было выявлено следующее. Руководители с левым ведущим глазом оказались более консервативными и скептичными. Они несколько медленнее соображают по сравнению с «правоглазыми» и у них сильнее выражены стремление к доминированию, потребность в признании. Они более агрессивны, активнее стремятся к независимости. Руководители с данным признаком более тревожны, нервозны, более эмоциональны, чем «правоглазые», менее устойчивы к стрессу, менее адаптивны, хотя и более активны.

Руководители с правым ведущим глазом являются более гибкими, спокойнее относятся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптивное, они более социабельны и контактны. У них меньше выражена потребность в «отдельности», больше - в единении.

Обладатели правого типа переплетения пальцев более недоверчивы, фиксированы на неудачах, склонны к соперничеству. У них больше выражены самодостаточность, стремление к независимости, самостоятельности. Лица с левым типом переплетения пальцев более социабельны, уступчивы и терпеливы. У них более выражены предрасположенность к групповой деятелньости и «чувство локтя».

Пример 2, связанный с профессией летчика. Современный самолет - очень сложно организованная система управления, ориентированную на правшей. Из числа претендентов на зачисление в летное училище, число левшей не прошедших медицинскую комиссию преобладает. В процессе обучения и последующей работы происходит естественный отбор левшей. Среди левшей большее число курсантов, допускавших преаварийные ситуации, больше число с развивающимся неврастеническим синдромом. Достоверно высок процент леворуких среди погибших летчиков. У левшей часты ошибки в определении направления полета, больше ошибок при восприятии информации на приборах. Случаются зеркальные восприятия и моторные персеверации, когда летчик путает какой двигатель он должен включить: правый или левый. Проявление левшества рук, зрения и слуха сопряжены с ухудшением качества деятельности. Такие летчики плохо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них часто возникают аварийные ситуации. Наблюдается появление пространственных иллюзий, ошибки в восприятие пространства и пространственного положения машины. Таким образом, профили асимметрии у руководителей полетов в гражданской авиации сопряжены с различными стилями руководства. Авторы предлагают модифицировать систему психодиагностики и профотбора с учетом индивидуальных профилей асимметрии.

Перейти на страницу:
1 2