Религия - взгляд со стороны
Без гуманистических идеалов жизнь действительно представляется довольно мрачно: Это дорога от самого светлого и радостного к самому тёмному и страшному, дорога про которую заранее известно, что на ней будут потеряны все кто дорог и близок И безусловно встретить ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ (которая из них больше) это настоящее ЧУДО. Чудо – именно через него приходит к нам таинство веры. Таинство нетребующее объяснения, стоящее выше всех объяснений, само являющееся высшим объяснением. Оно рождает истину и поглощает ложь в одном акте, не требуя не предшествующего не последующего- оно вне причин и следствий-оно чудо, одним словом. Но не всё так просто, ведь религиозность персонифицирована (даже из словообразования это слияние с богом). Ведь именно от него ожидается это чудо, и ожидается оно как волевой акт, при выполнении определённых обрядов-условий. В религии чудо ожидается постоянно, пусть не вульгарно в виде материализации, мироточенья, а изначально как акт послания особого дара – веры, который отражается в мозгу (активность мозга в моменты религиозных переживаний подтверждалась экспериментально). А это значит что мы имеем простейшую событийную структуру типа А-В, где А это воля божья, В это факт чуда, а "-" - указание на их связь. Истинный механизм этой связи пока не установлен, но в науке нет повода считать его непозноваемым. Практика показывает, что все до сих пор встречающиеся проблемы имели решения или есть пути его получению. В обсуждении познаваемости чего либо, можно часто услышать о теоремах Гёделя как обосновании невозможности полного познания замкнутой системы.
Первая теорема Гёделя утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней существует невыводимая и неопровержимая формула. Вторая теорема утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней невыводима некоторая формула, содержательно утверждающая непротиворечивость этой теории.(2)
Особенностью данных утверждений является их относимость к явно дискретным системам. Познаваемый мир явно не дискретен, а континуален, кроме того он нелокален, т.е. имеет например связность высшего порядка, чем та, которая обеспечивается "световым" восприятием. Таким образом мы и в области теории не находим принципиальной невозможности научного познания связи чуда и воли божьей. То есть основополагающее положение религиозной веры оказалось всего лишь исследуемым наукой явлением без найденного пока ответа. При этом исчезает весь ореол невероятной исключительности статуса божества. Оно превращается просто в могущественного обладателя определённого знания, кроме того обладателя, если оценить все его требования – довольно капризного. И естественно при этом уходит вся мотивация исключительной божественной любви: Бог может быть велик, но "корыстного расчёта" религиозная любовь и надежда не приемлют. Такой подход перемещает божество абсолютное, мистическое в положение богов древности, которые тоже были могущественны, но с ними можно было "договориться". Может быть кто-то и захочет пока естествознание ищет ответ на технический вопрос, как работает воля божья, продолжать свою веру, но это уже область субъективных убеждений, так как объективно необходимости в категории божества уже нет, она устранима тем же принципом Оккамы: "Не следует множить сущее без необходимости"!
По поводу такой веры примечательна следующая история: " Когда к Ньютону пришли ученые и выразили недоумение по поводу его веры в будущее воскресение тел, то он ответил следующим образом. Взяв кучу медных и стальных опилок и смешав их – предложил отделить сталь от меди. Затем взял большой магнит и с его помощью быстро отделил стальные опилки от медных.
У Господа Бога очевидно есть более сложные и нам неизвестные силы (особые "магниты"), при помощи которых Он может произвести на будущем Страшном Суде воскрешение в телах всех умерших. Ничего не мешало Ньютону в это верить." (3) Но ньютон жил в эпоху дискретного мироздания и дальнодействия и кроме того он держал магнит- в своей руке !