Феномен человека
- сенситивные познавательные способности к ощущениям, восприятию, представлениям;
- рациональные познавательные способности к формированию понятий, суждений, умозаключений.
2) эмоциональную (сфера потребностей, интересов и целей)
- элементарные эмоции- отражения ситуаций в форме психических переживаний - голод, жажда и т.д.
- аффекты (ярость, ужас).
3) волевую (сфера мотивов, интересов и потребностей)
- воля - способность к достижению целей.
Концепция структуры сознания по К.Юнгу.
Гл. функция сознания – адаптация. Две фундаментальные установки: экстравертная (направленная вне, на объективную реальность) и интровертная (направленная внутрь, на субъективную реальность). Выделил четыре психических функции, проявляющиеся как на сознательном, так и на бессознательном уровнях:
1) мышление – способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;
2) чувство – способность субъективной оценки;
3) ощущение – способность восприятия с помощью органов чувств;
4) интуиция – способность восприятия с помощью бессознательного.
З. Фрейд ввел понятие подсознания, создал теоретическую концепцию бессознательного (всей совокупности психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю), основал психоанализ, утверждал первичность бессознательного. В поздних работах «либидо» – не просто сексуальное влечение, но вся сфера любви.
Модель субъективности по З.Фрейду:
«Оно» – «Id»- глубинный слой бессознательных влечений, действует по принципу наслаждения;
«Я» – «Ego» – сознательная сфера, по принципу реальности;
«Сверх-Я» – «Super Ego» (установки общества, культура, мораль) – выполняет репрессивные функции.
Архетипы по К.Юнгу:
- «Ego»- «Я»;
- «Персона»- внешняя личность, маска;
- «Душа» – внутренняя личность (психическая установка по отношению к внутреннему миру, «Анимус» – у женщин, «Анима» – у мужчин);
- «Тень» – негативные психические переживания, агрессивность;
- «Самость» - целостность, единство личности (идеальная личность) – цель саморазвития человека.
У гармонического человека сознательное и бессознательное в равновесии.