Понятие о характере
Характер-это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных но своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др. ). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В российской психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия— интроверсия, спокойствие—тревожность, сдержанность—импульсивность, переключаемость— ригидность и др.
Мы остановимся на таких качествах характера, как коммуникабельность и стрессоустойчивость, которые целесообразно рассматривать в контексте нашего исследования, соответствующего цели работы.
Согласно определению словаря, коммуникабельность (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся)это-1) совместимость разнотипных систем передачи информации;2)способность к общению, общительность;3) умение налаживать контакты;4) способность к конструктивному общению с другими людьми. Коммуникабельность подразумевает двустороннее взаимодействие, т. е. человек не только должен хорошо говорить, но и уметь слушать, слышать и понимать то, что респондент хочет донести. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер, юрист, дипломат, психолог и т. д.
От чего зависит коммуникабельность? Психологи установили, что она зависит от определенных свойств мышления и, в частности, от скорости его переключения или интеллектуальной лабильности. Человек может быть интеллектуалом, но быть при этом некоммуникабельным. На коммуникабельность влияет, в первую очередь, именно интеллектуальная лабильность: умение быстро решать простые задачи. И в самом деле, что собой представляет общение с клиентом? Это, по сути, и есть очень быстрая интеллектуальная активность: например, менеджер по продажам должен за очень короткий промежуток времени воспринять информацию от потенциального покупателя, проанализировать ее, и так же быстро выдать правильную и убедительную фразу.
1 2